Селективный мутизм – редкое заболевание, которое можно и нужно лечить

Селективный мутизм – редкое заболевание, которое можно и нужно лечить

Селективный или выборочный мутизм — это тревожное расстройство, при котором человек (обычно ребенок) не может говорить в определенных социальных ситуациях, например, с одноклассниками в школе или с родственниками, которых он видит не очень часто.

Содержание

В абсолютном большинстве случаев, это расстройство начинается в детстве и, если его не лечить, может продолжаться и во взрослом возрасте. Человек с селективным мутизмом не отказывается говорить в некоторые моменты своей жизни – он буквально не может говорить.

Ожидание разговора с определенными людьми вызывает реакцию замирания с одновременным появлением ощущения тревоги и паники, и разговор становится невозможным.

Со временем человек может научиться предвидеть ситуации, провоцирующие эту тревожную реакцию, и делать все возможное, чтобы их избежать. Однако люди, страдающие селективным мутизмом, могут свободно разговаривать с большинством других людей, в частности с близкими родственниками и друзьями, когда рядом нет никого, кто мог бы вызвать реакцию зависания.

Селективный мутизм – это болезнь, поражающая примерно одного из 140 маленьких детей. Данное расстройство чаще встречается у девочек и детей, недавно переехавших из страны, где они родились, в другое государство.

Несмотря на довольно сложную природу селективного мутизма, это заболевание можно успешно лечить с помощью разных методов психотерапии и медикаментозной терапии.

Признаки селективного мутизма

Селективный мутизм (иногда его еще называют «селективная немота») может начаться в любом возрасте, но чаще всего возникает в раннем детстве, в возрасте от 2 до 4 лет. Часто его впервые замечают, когда ребенок начинает общаться с людьми вне своей семьи, например, когда он идет в детский сад или школу.

Главным предупредительным сигналом является заметный контраст в способности ребенка общаться с разными людьми, что проявляется внезапной неподвижностью и застывшим выражением лица, когда ожидается, что ребенок будет разговаривать с кем-то, кто находится вне его зоны комфорта.

Дети, страдающие селективным мутизмом, могут избегать зрительного контакта и иметь определенные внешние проявления, например:

  • нервозность, беспокойство или социальную неловкость;
  • грубое поведение, незаинтересованность или мрачный вид;
  • у них появляется придирчивость;
  • иногда они становятся застенчивыми и замкнутыми;
  • проявляется жесткость, напряженность или плохая координация движений;
  • они бывают упрямы или агрессивны, страдают от истерик, когда возвращаются домой из школы, или злятся, когда родители расспрашивают их о чем-то.

Более уверенные дети с селективным мутизмом могут использовать жесты для общения, например, кивать в знак согласия или качать головой при отрицании. Более уязвимые дети обычно избегают любой формы общения – устного, письменного или с помощью жестов. Некоторые дети могут отвечать коротко, несколькими словами, или говорить измененным голосом, шепотом.

Причины развития селективного мутизма

Специалисты расценивают селективный мутизм как страх (фобию) общения с определенными людьми. Причина этого не всегда ясна, но известно, что селективный мутизм у детей связан с тревогой.

Такой ребенок обычно склонен к тревожности и тяжело воспринимает повседневные события. Ему трудно говорить, причины чего, с точки зрения психиатрии, достаточно сложны.

Многие дети становятся слишком расстроенными, чтобы свободно говорить, в случае разлуки с родителями, и передают свою тревогу взрослым, пытающимся их успокоить. Если у таких детей наблюдается расстройство речи или проблемы со слухом, это может сделать разговор еще более стрессовым.

Некоторые дети испытывают проблемы с обработкой сенсорной информации, такой как громкий шум и толкание в толпе. Это состояние называется дисфункция сенсорной интеграции. Когда дети испытывают стресс в напряженной обстановке, они замыкаются и не могут говорить. Их тревога может передаваться и другим людям.

Когда мутизм возникает как симптом посттравматического стрессового расстройства, он развивается по совсем другой схеме, и ребенок внезапно перестает говорить в окружении, где раньше не чувствовал дискомфорта.

Иногда ошибочно полагают, что ребенок с селективным мутизмом контролирует, манипулирует или страдает аутизмом. Между селективным мутизмом и аутизмом нет связи, хотя ребенок может иметь оба эти расстройства.

Диагностика селективного мутизма

Селективный мутизм, если его не лечить, может привести к изоляции, снижению самооценки и социального тревожного расстройства. Без лечения болезнь может продолжаться в подростковом и взрослом возрасте.

Диагностика у детей

Ребёнок может успешно преодолеть селективный мутизм, если его диагностировать в раннем возрасте и правильно лечить. Важно, чтобы в семье и школе как можно раньше распознали болезнь. Это позволит работать вместе, чтобы снизить тревожность ребенка. Педагогический персонал начальных классов и школ может пройти обучение, чтобы оказывать соответствующую поддержку.

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка селективный мутизм, а помощь недоступна, или есть дополнительные беспокойства (например, ребенок трудно понимает инструкции или выполняет распорядок дня), обратитесь к врачу общей практики и попросите его направить вас к местному специалисту для получения диагноза.

Родители также могут обратиться непосредственно в логопедическую клинику. Им не следует соглашаться с мнением, что их ребенок это «перерастет» или что он просто застенчив.

Ребенку, страдающему селективным мутизмом, также может потребоваться посещение специалиста по вопросам психического здоровья или школьного психолога. Сначала клиницист может захотеть поговорить с родителями без ребенка, чтобы они могли свободно говорить обо всем, что их тревожит в развитии или поведении ребенка.

Врачи будут пытаться выяснить, были ли в семье тревожные расстройства в анамнезе и что повлияло на ребенка, например, нарушенный распорядок дня или трудности с изучением иностранного языка. Врачи также рассмотрят поведенческие характеристики и составят полную историю болезни.

Человек с селективным мутизмом может быть не в состоянии говорить при обследовании, но клиницист должен быть к этому готов и найти другой способ общения.

Например, врачи могут поощрить ребенка с селективным мутизмом общаться через своих родителей или предложить старшим детям или взрослым записывать их ответы или использовать компьютер. Медики часто могут наблюдать за играющим ребенком или изучать видео, где дети разговаривают в комфортной обстановке.

Диагностика у взрослых

Взрослые способны преодолеть селективный мутизм, хотя они могут продолжать чувствовать психологические и практические последствия времени без социального взаимодействия или неспособности достичь своего академического и профессионального потенциала.

Селективный мутизм у взрослых должен лечить специалист по психическому здоровью в сотрудничестве с логопедом и речевым терапевтом или другим опытным специалистом.

Особенности диагностики селективного мутизма

Селективный мутизм диагностируется согласно специальным рекомендациям. Они включают особенности поведения человека, как указано ниже:

  • невозможность говорить в определенных ситуациях (на школьных уроках и публично);
  • возможность говорить в комфортных ситуациях (наедине с родителями, в пустом классе или дома в спальне);
  • неспособность разговаривать с определенными людьми длится не менее 1 месяца (2 месяца в новой среде);
  • неспособность говорить мешает функционировать;
  • неспособность говорить нельзя объяснить другим поведенческим, психическим или коммуникативным расстройством.

Селективный мутизм: лечение

При надлежащей диагностике и лечении большинство детей способны преодолеть селективный мутизм. Но чем старше они на момент диагностирования заболевания, тем больше времени это займет.

Эффективность лечения будет зависеть от следующих факторов:

  • продолжительность болезни до начала лечения;
  • наличие сопутствующих коммуникативных и учебных трудностей или тревоги;
  • сотрудничество педагогов и членов семьи.

Лечение сосредотачивается не на самом разговоре, а на уменьшении тревожности, связанной с разговором. Это начинается с устранения давления на человека, чтобы он мог говорить. Затем такие люди должны постепенно переходить от пассивного поведения в школе, детском саду или в общественной среде к произношению отдельных слов и предложений одному человеку, прежде чем смогут свободно говорить со всеми людьми в любом месте.

Потребности в индивидуальном лечении можно избежать, если семья и персонал детских учреждений будут работать вместе, чтобы уменьшить тревожность ребенка, создав для него положительную среду.

Для этого следует:

  • не показывать волнения родителей и педагогов;
  • уверять ребенка, что он обязательно сможет говорить, когда будет готов;
  • хвалить все усилия, которые ребенок прилагает, чтобы присоединиться к другим детям и взаимодействовать с ними (например, пройти по комнате через толпу сверстников и взять игрушку);
  • не удивляться, когда больной ребенок вдруг начинает говорить; следует отвечать ему, как любому другому ребенку.

Кроме изменений в окружении, детям постарше может потребоваться индивидуальная поддержка, чтобы преодолеть тревогу.

Когнитивно-поведенческая терапия

Когнитивно-поведенческая терапия: лечение словом (КПТ) помогает человеку сосредоточиться на том, как он думает о себе, мире и других людях, и как его восприятие этих вещей влияет на его мысли и чувства.

Поведенческая терапия

Поведенческая терапия сосредотачивается на помощи в борьбе с текущими трудностями, используя постепенный подход шаг за шагом, чтобы помочь победить страхи.

Фармакотерапия селективного мутизма

Медикаментозное лечение применяют у детей старшего возраста, подростков и взрослых, чья тревожность повлекла за собой депрессию и другие проблемы.

Лекарство никогда не следует назначать как альтернативу изменению окружения и поведенческим подходам. Иногда врачи применяют комбинацию лекарственных средств и поведенческую терапию у взрослых с селективным мутизмом.

Однако антидепрессанты могут использоваться вместе с программой лечения для снижения уровня тревожности, особенно если предыдущие попытки вовлечь человека в лечение были неудачными.

Несколько полезных советов родителям

  • Не давите и не «подкупайте» ребенка подарками, чтобы побуждать его говорить.
  • Дайте ребенку знать, что вы понимаете, что он боится говорить и иногда ему тяжело это делать. Скажите, что он может делать небольшие постепенные шаги, когда будет готов, и заверьте его, что впоследствии говорить станет легче.
  • Не хвалите своего ребенка публично за то, что он говорит, поскольку это может смутить его. Подождите, пока вы останетесь наедине, и подумайте, как отметить его достижения.
  • Заверьте ребенка, что невербальное общение, в частности улыбка и взмах рукой, нормально, пока он не будет чувствовать себя лучше.
  • Не избегайте вечеринок или семейных визитов, но подумайте, какие изменения в окружении необходимы, чтобы сделать ситуацию более комфортной.
  • Попросите друзей и родственников дать ребенку время «разогреться» в собственном темпе и сосредоточиться на интересных мероприятиях, а не заставлять его говорить.
  • Кроме словесного успокоения, обеспечите ребенку любовь, поддержку и терпение.

Электронные источники:

https://adaa.org/understanding-anxiety/additional-disorders/selective-mutism

https://en.wikipedia.org/wiki/Selective_mutism

https://my.clevelandclinic.org/health/diseases/selective-mutism

https://www.nhs.uk/mental-health/conditions/selective-mutism/

к списку статей Найти врача
Рекомендуем по этой теме:
8 октября 2024
Майндфулнесс – техника медитации, помогающая справиться с психологическими проблемами
Майндфулнесс – это практика, предполагающая увеличение осознания текущего момента путем сосредоточения на мыслях, чувствах и ощущениях. Другие названия этого метода – «медитация осознанности» или «медитация самосознания». Этот термин также может означать сосредоточение на одном задании за раз, не отвлекаясь на какие-либо другие дела.
26 августа 2024
Селективный мутизм – редкое заболевание, которое можно и нужно лечить
<strong>Селективный или выборочный мутизм</strong> — это тревожное расстройство, при котором человек (обычно ребенок) не может говорить в определенных социальных ситуациях, например, с одноклассниками в школе или с родственниками, которых он видит не очень часто.
11 июля 2024
Реакция "бей или беги": как организм реагирует на угрозу
Узнайте о реакции "бей или беги" и ее влияние на физиологические изменения в организме человека. Как стрессовые ситуации провоцируют выброс гормонов стресса и физиологические изменения.
5 июля 2024
Когнитивные искажения - как наш мозг обманывает нас ежедневно
Узнайте, как когнитивные искажения влияют на решения и суждения. Самые распространенные типы когнитивных предубеждений и способы их распознавания и преодоления.